Поломка техники и аварийные ситуации на строительной площадке часто становятся причиной несчастных случаев. Поэтому на объекте обязательно соблюдение строительных правил и норм. Если работы выполняют с привлечением специальной техники – крана, – требуется расчет радиуса опасной зоны работы.

Радиус опасной зоны работы крана

Опасная зона работы башенного крана — территория вокруг техники, находиться на которой запрещено. Это обусловлено тем, что в ее пределах может быть причинен вред здоровью и жизни человека при аварийных обстоятельствах и форс-мажорах. Такая зона представляет опасность для хозяйственных и иных помещений, расположенных в ее черте. Чтобы рассчитать такую площадь, используют формулу:

Полученное значение — радиус опасной зоны

Получая величину радиуса, инженер выясняет окружность. Результат влияет на возведение складов, бытовых и других хозяйственных сооружений. В соответствии со строительными правилами и нормами, границы опасной зоны огораживают. Это требуется для предупреждения случайного пересечения местности людьми. Рабочие в некоторых случаях могут передвигаться по этой территории после изучения правил техники безопасности и прохождения инструктажа.

Формула расчета радиуса

Для расчета радиуса опасной зоны строительного крана существуют различные формулы. В практической работе инженеры руководствуются следующей:

Расчет опасной зоны крана=С+0,5*Г+О

Расшифровка:

  1. РОЗ — размер опасной зоны крана, который требуется получить.
  2. С — величина, обозначающая максимально возможный вылет стрелы строительного крана. Во время форс-мажоров и аварийных ситуаций стрела автокрана может вылететь на несколько десятков метров вперед. По этой причине этот показатель инженеры обязательно принимают во внимание.
  3. Г – максимально допустимые размеры типовых грузов. Во время выполнения строительных работ краном осуществляется подъем грузов, которые выступают за пределы максимально возможного вылета стрелы крана. Инженеры учитывают этот показатель. С целью перемещения груза кран его будет захватывать по центру предмета, по этой причине параметр Г перемножается с поправочным коэффициентом 0,5.
  4. О — максимальная величина отлета груза. Во время транспортировки груз накапливает потенциальную энергию. Во время возникновения аварийной ситуации (обрыв держателей) груз может на высокой скорости отлететь в сторону за счет преобразования одного вида энергии в другой. Определить величину О можно с помощью специальных таблиц. Этот показатель находится в прямой зависимости от высоты стрелы строительного крана.

Пример расчета опасной зоны

Чтобы закрепить изученную информацию, рассмотрим простой пример:

На строительной площадке работает кран, стрела которого перемещается на высоте 25 м. Ее максимальный вылет составляет 60 м. В большинстве случаев специальная техника поднимает плиты из бетона, длина которых составляет 4 м.

В соответствии с формулой РОЗ = 60 + 0,5 x 4 + 7 = 69 м — полученная нами величина.

Правило расчета является типовым. Использовать такую формулу можно для большинства ситуаций на строительной площадке. Если у инженеров возникают сомнения в правильности расчета показателя, возможно обращение компании в специализированные фирмы, которые осуществляют оценку на профессиональной основе и разрабатывают ППРК на башенный кран.

Обозначения, устанавливаемые на границе опасной зоны

В местах, где могут проходить люди, устанавливают специальные знаки. Их назначение — предупреждение рабочих и граждан о выполнении строительных работ с помощью крана. Опасную зону отделяют лентой бело-красного цвета.

В целях обеспечения безопасности на строительной площадке автокраны оснащают механизмами, которые принудительно ограничивают радиус функционирования описанной техники. При этом рабочие снижают скорость поворота стрелы, если расстояние от радиуса действия до оборудования, обеспечивающего захват груза, менее 7 м.

В соответствии со строительными правилами и нормами на территории опасных участков используют страховочные тросы и другие приспособления для обеспечения безопасного перемещения груза. Выполнение этих правил техники безопасности исключает падение транспортируемых предметов. На всей площади участка монтируют защитный экран.

Пределы закрытой территории для перемещения рабочих и граждан рассчитывают заранее: до монтажа специальной техники и прокладки колеи для передвижения автокрана.

После проведенного специалистами расчета итоговые результаты вычислений отображают схематично и в виде математических вычислений. После того как будет оформлена проектная документация, границы зоны утверждает начальник участка.

Документ оформляется вынесением приказа. Монтаж кранов на площадке сопровождается ежедневным проведением инструктажей по технике безопасности. В соответствии со СНиП рабочая зона специальной техники должна быть отражена в проектной документации. Если техника переезжает в новое место, осуществляется демонтаж крана, а инженеры вносят изменения в ранее установленные границы. В обязательном порядке осуществляется дополнительный инструктаж. На схеме инженеры отображают:

  • границы опасной зоны при установке строительного крана;
  • точки расположения объектов хозяйственного назначения;
  • транспортные пути перемещения и пешеходные дорожки;
  • ограждения по периметру площадки, на которой ведутся работы.

Знаки обозначения устанавливают по всему периметру. При необходимости территорию очищают от деревьев, кустов и других лесных насаждений. Это обусловлено тем, что требуется безопасное перемещение по площадке в темное время суток. Ночью и в вечернее время знаки, обозначающие зону работы крана, освещают дополнительными источниками света.

Указатели размещают на крепких опорах, которые не должны препятствовать перемещению техники и передвижению рабочих. Каждый сотрудник, работающий на объекте, должен видеть в поле зрения такие объекты. Дорожки пешеходов перекрывают, на забор наносят надписи о работе крана.